ОКБ им. Яковлева

10

ЯКОВЛЕВ Александр Сергеевич (19.03.1906 — 22.08.1989) — советский авиаконструктор, академик АН СССР(1976; член-корреспондент 1943), генерал-полковник авиации (1946), дважды Герой Соц. Труда (1940,1957). В 20-е гг. Яковлев — один из зачинателей советского авиамоделизма, планеризма и спортивной авиации; в 1924 построил планёр АВФ-10, отмеченный на всесоюзных соревнованиях, в 1927 — лёгкий самолёт АИР-1.С 1924 моторист, с 1927 слушатель Военно-воздушной академии РККА им. проф. Н. Е. Жуковского (ныне ВВИА); одновременно конструировал лёгкие самолёты. По окончании академии (1931) инженер на авиационном заводе, где в 1932 сформировал КБ лёгкой авиации. С 1935 главный, в 1956-84 генеральный конструктор, в 1940-46 гг. одновременно заместитель наркома авиационной промышленности. С 21 августа 1984 г. — на пенсии.
Под руководством Яковлева созданы многие широко известные самолёты, в т. ч. массовые учебные самолёты УТ-2 и УТ-1, бомбардировщик Як-4, истребители Як-1, Як-7, Як-9, Як-3, которые составили около 60% (свыше 36 тысяч экземпляров.) построенных в годы Великой Отечественной войны истребителей и были в числе лучших самолётов своего класса. Они отличались оптимальным сочетанием скорости, вооружения и манёвренности и сыграли большую роль в разгроме немецко-фашистской авиации.
Яковлев — один из первых создателей реактивной авиации. В числе конструкций, созданных Яковлевым, реактивные истребители Як-15 (один из первых в СССР), Як-17, Як-23, Як-25 (первый всепогодный перехватчик), Як-27, Як-28 (первый советский сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик); первый советский самолёт вертикального взлёта и посадки Як-36 и его боевой палубный вариант Як-38, десантный планёр Як-14; многоцелевой самолёт Як-12; двухвинтовой вертолёт продольной схемы Як-24.
В послевоенный период Яковлев создал учебные самолёты Як-11, Як-18, Як-18Т и Як-52. Начиная с 1946 г. в течение почти 30 лет Як-18, а также его модификации Як-18П, Як-18ПМ, Як-50 являются основными отечественными спортивными самолётами. На них, а также на Як-55, советские летчики неоднократно побеждали на чемпионатах мира и Европы по высшему пилотажу. В 1960 г. семья спортивных машин пополнилась реактивными двухместным Як-30 и одноместным Як-32.
Деятельность КБ Яковлева не ограничивалась выпуском лишь боевых и спортивных самолетов. На базе проекта Ан-Бе-20 создается реактивный пассажирский самолёт для местных линий Як-40 (1966). Дальнейшим развитием этой схемы стал ближнемагистральный Як-42 со стреловидным крылом.
Под руководством Яковлева создано более 100 серийных типов и модификаций самолетов, построенных в количестве около 70 тыс. экземпляров. Яковлев создал свою школу в самолётостроении, для которой характерна высокая культура проектирования, стремление к простоте конструктивного решения и широта творческого диапазона — самолёты боевые, пассажирские, лёгкие, многоцелевые и учебно-спортивные. На самолетах Яковлева установлено 74 мировых рекорда.
Депутат ВС СССР в 1946-89. Ленинская премия (1972). Государственные премии СССР (1941,1942, 1943, 1946, 1947, 1948, 1977). Яковлеву присуждена Золотая авиационная медаль ФАИ. Награжден 10 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1-й и 2-й степени, 2 орденами Отечеств, войны 1-й степени., орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями, французскими орденами Почётного легиона и Офицерского креста. Имя Яковлева носит Московский машиностроительный завод «Скорость». Бронзовый бюст Яковлева установлен в Москвы.

ЛЕВИНСКИХ А.А. — генеральный конструктор ОКБ им.А.С.Яковлева в 1984-91 (89) гг.

ДОНДУКОВ Александр Николаевич (29.03.1954) — российский авиаконструктор. Доктор технических наук, академик.
Родился в 1954 году в в городке Управленческий под г. Куйбышевом (Самарой) в семье школьной учительницы и авиационного инженера КБ им. Н. Кузнецова. Отец позднее был главным конструктором, руководителем Куйбышевского КБ моторостроения, затем — заместителем Министра авиационной промышленности СССР.
В 1976 году окончил Московский авиационный институт, факультет двигателестроения.
В 1977-1985 гг. работает в ОКБ имени А.И.Микояна. Инженер-конструктор, помощник ведущего инженера по летным испытаниям, ведущий инженер по летным испытаниям , ведущий конструктор по корабельному варианту МиГ-29.
С декабря 1984 (10 января 1985) — заместитель главного конструктора по двигателям ОКБ им. А.С.Яковлева, через короткое время — Главный конструктор.
С 1989 — генеральный конструктор ОКБ им. А.С.Яковлева, после приватизации предприятия — генеральный конструктор и председатель совета директоров акционерного общества «ОКБ им. А.С.Яковлева».
С 1991 — председатель совета директоров ТОО «Корпорация «ЯК».
С 1994 — член Совета по промышленной политике и предпринимательству при Правительстве РФ.
С июня 1996 — член совета директоров банка «Деловая Россия».
Член правления Ассоциации приватизируемых и частных предприятий (1996).
18 мая 2000 был назначен Министром промышленности, науки и технологий Российской Федерации.
Член совета директоров ОАО «Авиакомпания «Трансаэро».
Президент Международного авиационного бизнес-центра.
Лауреат Государственной премии РФ (1998). В июне 2000 награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Мастер спорта по водным лыжам.
В 1991 году для КБ практически закрыли военную тематику и остановили две основные темы: самолеты радиационного дозора и наведения Як-44 и СВВП Як-41 (Як-141), которые составляли 94% всех расходов. С тех пор военная тема в КБ им. Яковлева закрыта почти на 100%, если не считать перспективного реактивного учебно-тренировочного самолета Як-130. Этот самолет военные летчики разных стран надеются увидеть в боевом строю. Из семи сделанных в КБ под руководством Дондукова с 1991 года самолетов главными разработками, по мнению Дондукова, являются Як-130 и машина представительского класса Як-142.
В настоящее время ОКБ является разработчиком пассажирских самолетов Як-42М, Як-142, Як-242, легких многоцелевых самолетов Як-54, Як-58 и Як-112 и др.
Возобновляются работы по программе создания служебного 19-местного административного самолета Як-48. Она включена в программу развитии авиатехники России до 2015 г. Полномасштабное финансирование программы создания Як-48 начнется после прохождения «пика» финансирования программы создания Як-130.

Бизнес авиация